дмитрий смирнов
На тренинге ораторского искусства в Минске участники выступают на тему «Моя любимая книга». «Хочу рассказать о произведении, которое оказало на меня очень большое влияние, — так начинался один из текстов. — Она называется «Атлант расправил плечи». Это роман о настоящей свободе, о том, как нужно уметь достигать своей цели…» А дальше все примерно в таком же ключе: общие фразы, которыми, по сути, можно описать и еще десяток книг. Слушаешь три минуты, но, в итоге, так и не понимаешь, почему эта книга повлияла на выступающего.
А все потому что участник тренинга решил рассказать о книге, но абсолютно забыл, что в теме выступления есть еще два слова – «моя любимая». Почему-то не умеем мы (я имею в виду большинство людей, с которыми приходилось работать на занятиях) говорить о себе, о своем восприятии. Как в школе на уроках литературы пересказывали критику, так и сейчас пытаемся рассуждать теми же словами. Но это никому не нужно! Аудитории интересны не общие фразы, а конкретное мнение конкретного человека. Почему тебя задела эта книга? Как она на тебя повлияла?

Обсудили все это на тренинге, и на следующем занятии участник озвучил доработанный текст. Начинался он так: «Когда на полке в магазине заметил книгу «Атлант расправил плечи», рука сама за ней потянулась. Потому что тогда мне больше всего как раз и хотелось… расправить плечи». А дальше был рассказ об обстоятельствах, которые давили на выступающего, о том, как, прочитав книгу, он стал по-другому смотреть на вещи, поменял работу, стал получать удовольствие от жизни.

Теперь это была яркая, интересная, живая история, от которой невозможно было оторваться. Без общих фраз, без лишних слов. И на этот раз все без исключения участники тренинга сказали, что тоже обязательно прочитают «Атлант расправил плечи». Потому что вместо «очень важная книга», «великое произведение» они услышали о романе, который способен изменить жизнь. А это гораздо более значимый аргумент!