дмитрий смирнов
Недавно на тренинге вместе с участниками искали ответ на вечный вопрос «Как научиться говорить красиво?». На доске выписывали все, из чего это «красиво» состоит: голос, интонация, эмоциональность, структура… Единственное, о чем не сказал никто, — краткость. «Ну это не универсальная вещь! — начал спорить один из участников. — Бывают же ситуации, когда предполагается именно большая развернутая речь».
В качестве ответа я вспомнил, пожалуй, один из любимых афоризмов об ораторском искусстве. Это, конечно, Энтони Иден, который говорил, что у речи должно быть хорошее начало, должен быть эффектный конец. Но главное (вот здесь подчеркнуть тройной линией!) — чтобы эти две части (то есть начало и конец) были ближе друг к другу.

Это не о том, что хорошая речь должна быть короткой. Совсем не обязательно! Говорить можно и три часа, но при этом быть кратким. Как? Просто каждой мысли нужно уделять ровно столько слов, сколько необходимо, чтобы она была абсолютна ясна слушателям — и ни словом больше! Здесь краткости противопоставляем не длинную речь, а многословие.

Вот пример такого многословия, когда краткости оратору как раз не хватило. «Ораторское искусство — то, что нужно каждому человеку. Без этого навыка нельзя добиться успеха, без красноречия никогда не достигнешь поставленной цели (оратор повторяет одну и ту же мысль!!!). И когда человек понимает, что ораторское искусство ему жизненно необходимо (опять о том же!!!), он начинает интересоваться, как научиться говорить красиво. И в этом случае на помощь приходят тренинги…»

Уместить эту мысль можно в два простых предложения. «Все больше людей сегодня начинают понимать: нельзя без ораторского искусства добиться успеха! Когда такое осознание приходит, человек отправляется на тренинги».

Таким образом, хорошая речь — та, в которой ты просто не замечаешь, сколько минут было между началом и концом.